Понимаю, что мыслями все уже на Бомпаре, но я пока тут это оставлю, а дальше, если захочется прочесть – приходите.
читать дальшеПоднявшись в пол-пятого утра в Херсоне, я добралась до гостиницы в Москве к шести вечера. Перелет занимает два часа, остальное дорога – и разница во времени. Не-на-ви-жу.
Как и в прошлом году, мы приземлились одновременно с каирским рейсом – куча конкурентов на паспортный контроль. Но я помчалась так шустро, что все же обогнала отпускников! Затем багаж и трусцой до аэроэкспресса, через длиннющее здание Домодедово. «До отправки пять минут!!» – сообщила дама на контроле, и все, подхватив сумки и чемоданы чуть ли не зубами, ринулись на платформу. Добежали, ворвались в вагоны, ожидая в любую секунду услышать зловещее шипение закрывающихся дверей, упали в кресла в попытках отдышаться…все же, мне кажется, тронулся экспресс позже, чем через пять минут. Но зато взбодрились.
Когда передо мной замаячили очертания «Аэростара» (в этом году изменила пригретому «Измайлово», как оказалось – зря), я мысленно возрадовалась. Наивная.
Сначала девушка на регистрации долго и безуспешно искала в системе мою бронь. Потом искала в моем паспорте российскую визу. Потом она искала кнопки, на которые нужно нажать, чтобы меня поселить. И когда весь этот ужас остался позади, нанесла коварный удар:
– Вы будете пользоваться мини-баром? – спросила она.
– Зависит от того, что у вас там есть, – резонно ответила я.
– Мини-бар открывается только при депозите в четыре тысячи рублей! Но если вы им не пользовались, депозит при выселении возвращается.
Прикинув, что у меня никакого здоровья не хватит, чтобы ужраться на тысячу гривень за четыре вечера, я решительно сказала, что без мини-бара обойдусь.
– Но вам все равно нужно внести тысячу на депозит, – жалобно проныла девушка. – Её потом вернут.
Да хрен с вами, решила я, и полезла в кошелек, но при виде купюр администраторша чуть в обморок не упала и попросила карту. Я протянула бедняжке родимую райфайзеновскую «визу», заранее ожидая очередного косяка (карточка у меня украинская, вдруг это нежное создание шокируется опять). Обошлось, и я направилась к лифтам.
Кстати, пока я торчала у стойки регистрации, рядом страдала Марина Зуева, пытаясь добиться, чтобы её связали по телефону с кем-то из постояльцев. Задачка тоже была не из легких: доказать, что такой постоялец существует, что он действительно живет в «Аэростаре», действительно в этом номере и действительно ждет её звонка.
Номер поразил меня в самое сердце. Во-первых, он оказался раза в полтора меньше моего обычного номера в «Измайлово». Во-вторых, несмотря на наличие вай-фаевского роутера, Интернетом в номере и не пахло. В-третьих – не было там никакого мини-бара!
Но главный сюрприз ожидал в ванной: намертво вмурованный в стенку душ системы «тропический ливень». Возможно, это и в самом деле приятная штука при наличии душевой кабинки с высокими стенками или хотя бы длинной занавески, но занавеска едва доходила до края и от проливания воды за борт защищала примерно как бикини от снегопада. Каждая попытка принять душ заканчивалась выползанием в болото и отчаянными поисками чего-нибудь, чтобы это болото притереть.
Через пятнадцать минут изучения этой чудесной обстановки я уверилась в мысли, что тиграм не докладывают мяса. Ну а к завтраку следующего утра прониклась глубоким сочувствием к обитающим в «Аэростаре» действующим и бывшим чемпионам – кормежка тоже не блистала разнообразием. Мне эту ограниченность несколько компенсировало традиционное отсутствие аппетита в такую рань и присутствие за соседним столиком Урманова и Морозова (Стаса, а не Коли!!!), им же пришлось заедать страдания второй порцией.
В половине девятого завтракали в основном тренеры, к началу десятого начинали сползаться после утренних тренировок фигуристы. Отдельные канадские личности вроде Аарона Лоу, которого я не сразу узнала и спросила, что это за кинозвезда расселась по соседству, оккупировали места надолго. Оно и понятно: ресторан – одно из тех немногих мест, в которых ловился вай-фай, и было в нем уютнее и теплее, чем в холле внизу. А чтобы их не попросили освободить помещение, ушлые канадцы по очереди ходили за добавкой сами или отправляли за ней Патрика Чана. Тот носил тарелки даже другим столикам без пререканий, озаряя все вокруг фирменной улыбкой мартовского зайца.
Уже после завтрака на выходе из лифта мы столкнулись с Джонни Вейром в очередном наряде «завидуй, обыватель».
На тренировки я не пошла, отправившись вместо этого выполнять взятые на себя обязательства по передаче украинских гостинцев московским товарищам. «Да ты контрабандистка!» – сказала мне подруга, оценив протащенное через границу. Злорадно вручив ей три кг сала, я налегке помчалась обратно, успела получить свою аккредитацию (в этом году я на Капе официально) и заняла место аккурат к началу прокатов девушек.
Знатные нервотрепщицы и валяльщицы разделились на две партии: первая – «Гермиона сильно изменилась за лето», вторая – «Каким ты был, таким ты и остался». На самом деле, невероятно интересно следить за одними и теми же спортсменами, чтобы увидеть, как реальность корчит издевательскую гримасу. Что, решили, уже все ясно? А вот хрен вам, товарищи.
Агнесс Завадски повзрослела, приноровилась к новым пропорциям тела, и вдруг превратилась из дылды в достаточно милую барышню, смахивающую на Федерику Файеллу, а «Рапсодия в синем» оказалась интересной программой.
Давно знакомая Валентина Маркеи, пусть до звезд не дотянулась, но похорошела, расцвела, страсти-темпераменту дала – хорошо, что Данджен, женатый на японке, давно познал дзен. А то без дзена с этими жгучими итальянками каждый рабочий день как моральный подвиг.
Или Киира Корпи…где та прелестная любительница бабочек? Не растеряв красоты и женственности, не изменив себе в стиле, взяла и раскатала соперниц. Валькирия! Бронируйте билеты в Вальхаллу, несчастные!
Кое-кого я увидела живьем впервые – Кэролайн Жанг, например: она оказалась не такой полной, как на видео, но медленная…так и хочется подтолкнуть. Полина Коробейникова после неё просто летала, ей бы еще программы поинтереснее и платья покрасивее, а то обидно: такая красавица-умница, почти комсомолка, а костюмеры и постановщики за что-то не любят. Не помню даже, видела ли я раньше Викторию Хельгессон, но даже если и да, похоже, не запомнила. Да и на этом этапе – стыд и позор на мои седины – почти весь её прокат проболтала с Тамрико. История про китайскую поездку была куда интереснее, чем программа белокурой шведки.
Кое-кто остался верным себе, как со знаком «плюс», так и «минус». Грейси Голд, запомнившаяся по Минску, вытянулась, еще похорошела, не растеряла прыжков и прочей выучки, и характер продемонстрировала боевой. У Мураками самая красивая КП среди всех участниц – вот её бы хореографов познакомить с Полиной.
А что надежда России Аделина и вице-ЧМ Алена? А ничего. Сотникова – как в прошлом году: снова интересные дорогие программы, и снова ощущение маленькой девочки в платье не по росту и маминых туфлях. На видео мне казалось все лучше, а живьем – вот опять печаль такая. И Алена – всем хороша девушка, скользит легко, прыгает высоко, 3+3 пролетный, чего в супе не хватает? Не хватает программ. Что «индийское» это невнятное, что «Поэта» пустая да скучная. А ведь сколько всего можно было бы придумать.
Пресс-конференции девочек (так и хочется написать «послематчевые») – как оживший кошмар программиста: сразу три блондинки, одна другой гламурнее! Состав их не менялся, только порядок, в котором они занимали свои стулья. После КП посередке сидела Грейси, после ПП – Киира, и только Агнесс так и осталась слева. Корпи рассказывала о своих раздумьях – продолжать ли ей соревноваться, что противопоставить элите, и ради чего приносить жертвы? Американская молодежь, только начавшая восхождение, пока о подобном не задумывается, и говорит о чести представлять свою страну и давлении ожиданий.
Кстати, о пресс-конференциях. Фигуристов, окончивших свои прокаты и получивших оценки, представители СМИ ловят в микс-зоне и пытают. Затем первая тройка по результатам выступлений (после КП и итоговая) идет на пресс-конференцию, где их снова пытают. Примерно так: собираются спортсмены (кто раньше, кто позже, кто дорогу забыл, кто в пути потерялся), усаживаются, их просят высказаться по поводу выступлений, потом собравшимся предлагают задать вопросы. А в ответ – тишина… © СМИшники мнутся как засватанные (не хватает только печки, чтоб её поколупать), пока кто-нибудь не начнет спрашивать. Ситуация сильно зависит от состава участников: насколько они известны-популярны, что вообще можно спросить такого. Но даже когда за одним столом собираются действующий чемпион мира, недавний вице-чемпион мира и local hero, особой активности публика не проявляет. И тогда я наглею и начинаю выпытывать ответы на давно мучающие вопросы. Ко второй пресске главный после призыва «any questions?» уже привычно косился сначала на Таню Фладе, потом на меня.
В парах итальянцы были лучше, чем поставленные им оценки, Вайс-Болдуин прыгают и вращаются в разные стороны, а в КП так разошлись в парном вращении, что закрутились в одну, Лоуренс-Свигерс оставили в недоумении своей произвольной под музыку из кино «Боевой конь»: кто именно был конь? Впервые увиденные Мартюшева-Рогонов красивые, но им еще расти и расти. Хотя, за выбор Морриконе для произвольной – сердечное спасибо.
Сразу две пары умудрились не просто привезти в Москву произвольные под «Призрак Оперы», но поставить их под почти одинаковые нарезки «Фантазии». О программе Денни-Кафлина я знала и даже готовила заметку на сайт OperaGhost, но внезапный «Маскарад» во вступлении у Делла Моники стал сюрпризом. Так что, когда публика офигевала, услышав ту же музыку во второй разминке, я офигевала, опознав её в первой. В целом, получилось даже забавно: для тех, кто пропустил первую серию, мы предлагаем на нашем канале её повтор.
В отличие от многих, я не считаю программы Базаровой-Ларионова «мутью». Они подходят спортсменам, не из одних элементов состоят, и почему бы не катать то, что хорошо получается, особенно если конкурентов по амплуа в сборной нет, да и во всем мире не сказать, чтобы много? Другое дело, что при виде Веры хочется сделать что-нибудь жестокое с её партнером. Например, прописать ему Кейди Денни. Конечно, поднимать невесомую Базарову, крутить её над головой и подкидывать удобнее. Только она скоро вообще исчезнет, может, Ларионов лучше в спортзал походит и со штангой позанимается? Кстати, мне понравился их «Спартак» как постановка. Но лучше бы его прокатали Волосожар-Траньков.
Когда Татьяна и Максим встали в пару, мы говорили: эти спортсмены так сильны, что смогут выкатать самые лучшие программы. Спустя два сезона мы говорим: они так сильны, что им программы нахрен не нужны. Подход имеет право на существование, к тому же, проще не отвлекаться на буржуазные излишества вроде хореографии. Но после «Крестного отца» и Баха отчаянно захотелось вернуть «Ромео и Джульетту» из первого сезона. Воистину, не так страшен черт, как Николин креатив. А оценки – что оценки? Только Астрал обладает прескверным чувством юмора, да и пошутить любит в самое неподходящее время. Не говорите потом, что вас не предупреждали.
На итоговую пресс-конференцию парников я не пошла – не хотела пропускать прокаты парней.
Разумеется, на Капу я все равно бы приехала, но когда в составах появились сразу два лучших катальщика современности, решимости моей просто не было пределов. Помнится, когда я видела этих двоих живьем в последний раз, весной 2011-го, они друг от друга сложением не слишком отличались. Однако за прошедшие месяцы из Чана вовсю полезла китайская генетика (возможно, при участии североамериканской еды).
Оба они, безусловно, в другой лиге по сравнению с остальными, хотя очень разные – легкий изящный Такахико и атлетичный Чан, один будто парит надо льдом, едва касаясь его коньками, другой проносится облагороженной, прирученной и поставленной на службу человечеству стихией.
Оба освоили искусство виртуозного выпендрежа: Чан катит через весь каток, и Козука с видом «ой, не морочьте голову» закладывает руки за спину и выдает два круга по периметру. Или японский идеальный «учись, студент, как прыгать» триксель почти под носом у все еще убивающегося об этот прыжок позора Канады и Китая. На самом деле, конечно, 3А просто в этой программе стоял именно в этой точке, Патрик там случайно оказался, а Такахико ничего такого не имел в виду. Но смотрелось очень в тему.
Одно из самых восхитительных впечатлений от всего дня произвольных – это последняя треть Козукиного Сен-Санса, исполнение каждой ноты коньком под воздушную скрипку. И затем «Богема», такая красивая и пронзительная (не в первый раз постановки Уилсона из зала смотрятся намного интереснее, чем по видео). Иными словами, я чувствую, что мне не разорваться, и забираю обоих.
Единственным, кто мог бы приблизиться к этой парочке, был Нобунари, прыгучий-скользючий-легконогий-музыкальный. Увы, семнадцатый потомок Оды Нобунаги самоустранился из борьбы за медали настолько убедительно, что второй результат в ПП оказался совсем бесполезным. И хотя стыдно срывать эти волшебные кошачьи прыжки, но второй оценкой Оду убрали надежно, уверенно и бессовестно. У Японии компонентов на весь монстро-состав сборной не хватает, кем-то приходится жертвовать…ну не гады ли? А программы отличные. Настоящий самурай не боится потерять лицо, надев костюм с оборками! И на произвольную мы просто засмотрелись, насколько же здорово ему подходит этот образ шкодливого ученика волшебника, и с каким удовольствием он там наколдовывает то ли грозу, то ли козу.
Прочие участники неизбежно оказались на втором плане при солистах, тем не менее, о многих есть что сказать. Например, спонтанно родившуюся прямо на трибунах присказку «Дорнбуш – не путать с Бушем!» Дорнбуш – крепкий середняк из сборной США, с хорошим скольжением, грамотными постановками и заявкой на два четверных. Но пока что, «капитан, никогда ты не будешь майором» ©. Он еще может отрастить харизму и начать катать программы с изюминкой, а не добротно-среднестатистические (если успеет, пока Фаррис не съест). Получилось ведь (отчасти) у самого североамериканского из европейцев – Бжезины.
Бжезина занял наш столик за завтраком! Такое место удобное было, прямо рядом с едой, а тут он, с айпадом – развалился на весь стол и весь завтрак там просидел! А по программам, назрела необходимость составить список спортсменов, которые способны резво шевелиться после двух минут проката, и разослать всем хореографам, у которых возникнет гениальная идея поставить финал под ускоряющийся темп из «Пещеры горного короля». Асаде – можно, Сузуки – можно, Такахаши – можно, Ханью – можно, Жуберу – можно…Бжезине – нельзя, Бжезина сперва на дорожке помер, потом на вращении встал. А в финале ПП он все так же показывает судьям неприличный жест, да.
Россию традиционно представляли блондины, из которых самым интересным и современным остается 29-летний ветеран Меньшов. Его прошлый сезон никому не понравился: невнятные программы, странные прыжки, срывы и проблемы. И вот проходит ровно год, на том же льду Константин занимает второе место после КП и итоговое четвертое (и покажите мне того зрителя, который не хотел бы применить к нему бонус домашнего этапа). Самое обидное место, в котором от бронзы отделяет менее балла, и кто был более достоин этой медали?
Что касается оставшейся младой поросли в лицах Буша (не путать с Дорнбушем!) и Гачинского, по капле выдавливающих из себя Плющенко, мне больше по душе Буш. Пусть и программы у него серенькие, и костюмы страшненькие, но искра в нем присутствует. Есть жизнь в его чертах, есть что-то искреннее. И даже ходить по льду он стал живее.
Гачинский с программой «Возвращение зловещего маникюра» по-прежнему убедителен в образе, я даже задумалась, удастся ли в перерыве выскочить на улицу и найти в окрестностях «Мегаспорта» осину. Хотя, еще больше хочется стукнуть его под коленки и заставить присесть на ноги.
А что же Джонни Вейр? Потрясающе похудел. Хорошо скользит, все так же выучен хореографически. Но программы такие, увы, уже не носят. Точнее, носит только Плющенко. Выздоровления – и увидимся на ЧСША, время есть.
Обе пресс-конференции парней изрядно повеселили, в первую очередь Чаном. Помнится, в Минске я обратила внимание, как хлопочут вокруг своих партнерш юные китайские парники: тебе удобно, тебе не холодно, тебе не жарко, тебе принести водички, тебе подать куртку, тебе передать планшет? А девочки едва снизойдут взглядом – привыкают с детства веревки вить. Вот из Чана бы получился китайский парник, только партнерши у него нет, поэтому в зону поражения попадают все остальные. Если Меньшов не сразу сообразит, что нужно придвинуть микрофон поближе – то его кинется придвигать к нему Патрик. Если кто-то тянется за чем-то – ему сразу же подаст это Патрик. Если вспомнят, что Константин – бывший чемпион России, кто первым выразит своё уважение? Опять Патрик. От него же хохочут все собравшиеся, поскольку болтает языком он все так же активно, и если кто-то надеется, что на вопрос Чан ответит парой стандартных фраз-отмазок – зря надеется, Остапа сразу начинает нести.
Кстати, он успел поработать с Кристофером Дином (британская гордость разболтала в своем твиттере) над новым показательным номером. Говорит, будет просто бомба, но программа очень сложная, еще не до конца отработанная, со шляпой, которую ни за что нельзя ронять. Зная фантазию Дина (Чан пять раз назвал Криса гением и три раза – легендой), боюсь даже представить, на каких местах Патрику придется эту шляпу вертеть.
Козука на пресс-конференцию приходил с переводчиком, таким красавцем, что периодически приходилось напоминать себе: ты здесь ради информации, а не чтобы на него пялиться. Сам Такахико немного говорит по-английски, кое на какие вопросы вроде «как вы охарактеризуете своё выступление» отвечает на английском, заранее продумав и подготовившись, на другие, где хочет рассказать, а не отмахнуться – на японском. На мой вопрос, как ему ощущения в новом образе КП, мощном и драматичном, он обрадовался, что это отметили, и подробно рассказал, как Уилсон, недовольный прошлогодними результатами и оставшимися после них эмоциями, предложил идею, и как сильно она ему понравилась.
Переводчик ужинал вечером в субботу за соседним столиком, потом его долго не отпускала стайка японских поклонниц, с которыми он минуты три обменивался поклонами, а когда уже приготовился бежать – наткнулся на меня. Нет, фотографироваться с ним я не стала (хотя и хотелось), зато узнала, что Такахико очень рад, если посторонние замечают его прогресс в артистичности и в образах. Так что, захотите сказать ему что-то приятное – смело говорите, какой классный его «Exodus».
Очень приятно слушать на пресс-конференции Меньшова: он умеет хорошо и интересно говорить, иронично шутить и держаться с достоинством в обществе звезд перед собравшимися журналистами. И еще докручивать четверные в воздухе, и приземлять их, а не плюхать, как некоторые – хотя, это уже не на пресске, а на льду.
Что же касается перепрыгнувшего с шестого на итоговое третье место Бжезины, он сказал одну вещь, о которой я давно подозреваю, а теперь получила подтверждение из уст самих спортсменов. Его спросили, зачем он ставит в программы два четверных сальхова, если пока не получается их прыгнуть, и выгоды по баллам они особо не приносят. И он ответил, что делает это, чтобы привыкнуть к их наличию в соревновательной программе. А ведь на этом и погорел в свое время тот же Ода, поражающий воображение чудо-каскадами на тренировках и раскатках и обходящийся без них в прокатах. Сначала – зачем их ставить, когда можно набрать баллы и без, лишний риск, потом – прыгну, когда они понадобятся…а в итоге и стабильности исполнения четверных на турнирах не наработал, и появление Юдзуру Ханью прозевал. Эх, самурай-самурай…
Какой-то умный человек придумал поставить танцы последним видом соревнований, что после ранних подъемов, трех отсмотренных видов и всех пресс-конференций гарантированно превращало меня к финальной разминке в нечто слабо соображающее и норовящее отключиться прямо на ходу.
О нынешнем коротком танце могу сказать лишь то, что негодяй, заставивший взрослых фигуристов изображать подростковый энтузиазм, заслуживает своего места за сараем. Солидарна со Скоттом Мойром, заявившим, что они польку терпеть не могут. Зато юниоры танцуют блюз.
В произвольном танце я прогуляла первых участников из-за пресс-конференции парней, но успела к танцу Жиганшиной – нечисть в этом сезоне не сдает позиций. Постановщик видел «Семь смертных грехов» и «Сарабанду», проникся, но не смог поймать Албену и Максима – и пришлось кататься Жиганшиной и Гажи. В целом, это смотрится и забавно, и достаточно интересно, и даже ярко, но отдать эту постановку очень хотелось бы в хорошие ноги.
По поводу российских пар, я просто смирюсь, что по-прежнему не понимаю всех авансов, щедро выдаваемых Ильиных-Кацалапову. Я не понимаю, почему танцоры никак не могут научиться контролировать свои движения и попадать в ритм и музыку, не понимаю, почему у них до сих пор дрожат ноги на элементах, и не понимаю, как можно было поставить для них такую феерическую хрень, которую можно катать что под «Привидение», что под «Коней привередливых», и разницы при этом никакой. Все же, когда Морозов делает что-то на отвяжись, велики шансы, что получится как минимум симпатично, а с классными исполнителями – так и вообще «Ловцы жемчуга». Но когда его несет в дебри креатива с обещанием, что все ахнут – избавь нас, пуще всех несчастий ©.
Также я не понимаю недовольства Синициной-Жиганшиным (Руслана потом спросили на пресс-конференции, как он себя чувствует, посоревновавшись со старшей сестрой на одном турнире, да еще и обыграв её – он уклонился от ответа, надеюсь, что дома ему не сильно влетело). Впервые за черт знает сколько времени в сборной России появилась действительно танцующая пара: они чувствуют ритм, они умеют двигаться и не стыдятся быть молодыми (в конце концов, этот недостаток очень быстро проходит). Многократно раскритикованное произвольное танго мне больше всего напомнило спортивную программу из турнира бальных танцев, я бы и предложила подчеркнуть перенос паркетного танца на лед, сделать это фичей – и пусть ищущие «подлинного характера танго» и прочих «историй» идут в степь.
И отдайте нам Монько-Халявина, фамилии звучат вполне по-украински, нам пригодятся, и уж проблем с поездками на Европу и Мир у них не будет.
Шибутани, очень понравившиеся в 2011-м, приготовили два интересных танца, и «Миссинг» (если бы индейцы надумали станцевать польку, возможно, они бы сделали это именно так), и особенно «Мемуары гейши», такую красивую, нежную и романтичную программу, которую хочется увидеть снова в хорошем исполнении. Алекс разгуливал по «Аэростару» утром в пятницу – высок, суров, небрит, весь в черном. Не знаю, что случилось с ним во время произвольного, но готова спорить, что чувствовал он себя плохо давно. Может, болезнь, может, недолеченная травма. Рыдающую Майю уводил и успокаивал Маурицио Маргальо, а она все плакала и плакала.
Ну и главный вопрос вечера – модерн-«Кармен». Хороший танец, но на меня у постановок Зуевой эффект противоположный постановкам Уилсона: его программы намного интереснее и впечатляющее смотрятся из зала, а танцы Марины будто рассчитаны на камеру. Так было со мной в прошлом году с «Летучей мышью», повторилось и в этом с «Кармен». Хотя, конечно, для чистоты эксперимента надо бы глянуть программу ближе к концу сезона – на Континентах, например. Или чемпионате мира. И у меня все еще скомканное ощущение от финала, словно бы там выпущена какая-то смысловая связка. Но после того, что Тесса сделала со Скоттом, она обязана на нем жениться – если, конечно, она честная женщина.
Вот так закончились эти соревнования. В воскресенье я еще сходила на показательные выступления с друзьями – уж больно состав хороший, и многие его участники (особенно духовные дети лейтенанта Браунинга, хотя Козука меня и наколол – я надеялась на «Sound of Silence») держат марку по части качества постановок шоу-номеров. И отдельное большое спасибо постановщикам за разрешение победителям прокатать два номера (с кусочком произвольных в роли второго) и маленькое соло каждого участника в конце. Это того стоило.
See you…
Капа номер 5: Из пункта А в пункт М
Понимаю, что мыслями все уже на Бомпаре, но я пока тут это оставлю, а дальше, если захочется прочесть – приходите.
читать дальше
читать дальше