santia
Подколодный Замполит ©
Прославленный мюзикл, мировая классика и т.д. до сих пор успешно проходил мимо меня. Я знала, что он есть. Знала сюжет. Знала хиты оттуда. Видела кусками экранизацию с Джули Эндрюс (кино всегда казалось довольно скучным). Но когда «Звуки музыки» поставили в Киеве, а люди, чьему мнению я доверяю, одобрили – конечно, я поехала посмотреть. Театральная постановка получилась бодрее киноэкранизации, сработал ли эффект живого присутствия или неожиданная актуальность. Традиционно: клик на картинку, чтобы прочесть дальше.

Мюзикл идет в киевском театре оперетты – старинное здание с отменной акустикой: и музыка звучит отлично, и голоса, и слышно четко каждое слово. Голоса хочу отметить особенно. Всё-таки, певческие традиции у нас всегда были сильны, имею все основания гордиться. Поскольку в модном стиле интерактива актеры ходят «в народ» и начинают некоторые номера прямо в зале, «Мария» пела первую песню буквально в паре шагов от меня: голос красивый, сильный и свободный. Потом мы с приятельницей обсудили актрису и решили, что она бы хорошо подошла в какой-нибудь мюзикл Уайлдхорна, он как раз такие голоса любит.

«Георг фон Трапп» вокально не особо мощен (не считая того, что неприлично молод), но, насколько я помню первоисточник, эта роль голосины и не требует, сольный только «Эдельвейс», который мог бы спеть Паваротти, но зачем? Зато есть очень приятный баритон, если можно так выразиться, нюансированный. Берет не силой, а оттенками.

Очень хорошо пели все монахини (круче всех – настоятельница), но им по сюжету положено, раз Мария пришла в монастырь, поскольку в детстве всё время слушала их пение. Очевидно, производило впечатление.

Второстепенные баронесса Шредер и друг капитана Макс тоже хороши, и у них шикарное взаимодействие, в отличие от совместных моментов баронессы с фон Траппом. Со стороны Георга там даже проблеска какой-либо заинтересованности не наблюдалось (похоже, она просто оказалась единственной, кто не сбежал с криком, узнав про семерых детей). А баронесса, в принципе, не против замужества, и фон Трапп ей симпатичен, но чтобы какие-то серьезные эмоции – нет. Зато когда она с Максом – искры сверкают, химия зашкаливает, они созданы друг для друга. Поэтому, я верю, что с Максом в итоге будет тоже хорошо, и они с баронессой сойдутся.

Я не фанат детей-актеров, но получилось мило, они постарались, были естественны и ни в малейшей степени не умильно-слащавы. Правда, семеро детей – и ни один на отца не похож. Я лично видела несколько семей, в которых дети были копией матери…но все семеро?

Спето было всё очень здорово. И сыграно тоже, причем, по ходу спектакля именно драматическая составляющая всё усиливалась. Царапнула меня только Мария в начале, именно эта Мария – девушка со стальным стрежнем, даже когда ей по ходу сюжета нужно танцевать в кабинете настоятельницы под «My favorite things», изображая юную наивную бабочку. Не, не идёт ей это. А вот первая же совместная сцена с фон Траппом и «свистком» показывает характер. Такую жабой в кровати не отправишь в обморок, и дети, похоже, не только песенкой про ноты прониклись, а и почуяли в новенькой лидера. А как она окидывает взглядом «поле деятельности» и практично примеряется к шторам… Получилась такая героиня в стиле немецких Кристин, которые гоняют своих Призраков по сцене и заставляют прятаться за креслом.

Часто говорят о «проклятии первого акта»: самые выигрышные музыкальные номера ставят именно туда, чтобы удержать публику до антракта, а потом уже доигрывать второй. В «Звуках музыки» получилось наоборот. С одной стороны, в первой части и «Холмы оживают со звуками музыки», и «Мои любимые вещи», и «До-ре-ми», и «Шестнадцать, почти семнадцать», и «Спокойной ночи». Во второй только «Эдельвейс», но в сюжетном и драматическом плане второй акт превосходит первый на голову.

Я не помню, была ли эта линия такой в кино, и пересматривать не буду, простите. Может быть, дело именно в нашей интерпретации, что решили подчеркнуть исторический контекст. Будущий кошмар надвигается постепенно, с шутки «когда Германия нас присоединит, австрийцы станут более организованными и работящими», с увлечения юного курьера, с раздельных столов и «за Австрию» у одного и «за Германию» у другого. Австрийского аристократа, возможно, бесит то, что его империи больше нет, а Германия, которую во времена блеска Австро-Венгрии и на карте-то не все находили, прёт катком, сминая всё на своём пути. «Я австриец, я никогда не приму этого!» И кажется, что пока можно просто отмахнуться, прогнать будущее пинком из своего дома. Пока можно петь веселые песенки и играть подушками. Но чем дальше – тем отчетливее вырисовывается неизбежность, пусть на первый взгляд ничего не меняется, даже привычные вокальные конкурсы проводят, а на звонки из Берлина можно просто не отвечать. Кто-то приспособится к новому режиму, а кто-то просто органически не в состоянии будет это сделать, как фон Трапп, и это становится основной причиной разрыва помолвки с баронессой, а не Мария. Просто баронесса понимает, что не годится в жены декабриста и не хочет вступать в эту борьбу, а возвращение гувернантки становится просто финальной точкой. Мария же понимает всё – и готова встать рядом с фон Траппом и поддерживать его.

С телеграммы и появления в доме новых хозяев Австрии мелодрама первой части мюзикла уходит навсегда. «Немец» который так наслаждается тем, что теперь он отдает приказы этому аристократу, и неприкрытая ответная ненависть фон Траппа, Мария, которая не позволяет себе запаниковать, а на ходу придумывает, как выиграть время – а ведь на ней ответственность за всю семью. И их выступление и победа на фестивале, и дерзкий побег прямо из-под носа врагов. Это поставлено просто великолепно, отточено и невероятно эмоционально. Последние двадцать минут спектакля выжимают зрителя досуха, даже когда ты знаешь, что всё закончится хорошо – но не можешь не переживать.

Я рада, что этот мюзикл у нас поставили, и сделали именно так. Даже захотелось посмотреть еще что-нибудь из репертуара театра, хорошо у них все получается.

P.S. А какой там дирижер! :inlove:

@темы: musicals